Изречения >Мо Цзы (Мо Ди)


  • Мо Цзы (Мо Ди) - один из самых оригинальных мыслителей Древнего Китая, основатель школы моизма. Взгляды Мо Цзы изложены его учениками в «Трактате учителя Мо». После принятия конфуцианства в качестве государственной идеологии, взгляды моистов подверглись преследованиям, а основной текст учения - замалчиванию и забвению (часть произведения ныне утеряна, а отдельные места с трудом поддаются прочтению). Незыблемым для моистов был закон братства и взаимопомощи, вытекающий из принципов "всеобщей любви" и "взаимной выгоды". Под "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя". В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде".

    Вот некоторые цитаты, принадлежащие Мо Цзы:
  • Разум - это понимание сущности вещей.
  • Хотя нет людей, не имеющих спокойного жилья, но я не успокаиваю свое сердце. Хотя нет людей, испытывающих недостаток в богатствах, однако мое сердце не чувствует удовлетворения.
  • Благородный все тяготы взваливает на себя, а другим оставляет легкие дела, в то время как люди из толпы легкое берут себе, а трудное оставляя другим. Благородный, стремясь вперед, не теряет своей цели.
  • Верхи должны иметь подчиненных, которые говорят правду в глаза.
  • Ценность ножей в остроте.
  • Мелкий колодец прежде всего иссякнет, высокое дерево прежде всего будет срублено, крупный олень и черепаха прежде всего будут пойманы, крупная змея прежде всего будет высушена…
  • Хороший лук трудно натянуть, но посланная из него стрела летит высоко и вонзается глубоко. Хорошую лошадь трудно объездить, но она может далеко везти тяжелый груз. Прекрасный талант трудно найти…
  • Хотя отец испытывает родительскую любовь, но он все-таки не любит сына бездельника.
  • Большие и средние реки не брезгуют принимать ручейки и горные потоки, что бы наполнить себя и тем самым быть великими.
  • Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо того непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает.
  • В древности, когда только появились люди, не было наказаний и в то же время у каждого было свое понимание справедливости. У одного - одно, у двоих - два, у десяти - десять представлений о справедливости. Чем больше нарождалось людей, тем больше становилось различных представлений о справедливости. Каждый считал правильным свой взгляд и отвергал взгляды других людей, в результате между людьми царила сильная вражда.
  • Что такое беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца, поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому он наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе.
  • На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.
  • Если я делаю для Неба то, что оно любит, то и Небо также делает для меня то, что я люблю. Что я люблю и что ненавижу? Я люблю счастье и благополучие и ненавижу несчастье.
  • Всякое высказывание должно соответствовать трем правилам. Что такое три правила? Они суть: должно быть основание, должен быть источник, должна быть применимость.
  • Хорошему из древности нужно следовать, но нужно создавать и современное хорошее.
  • Высказывания должны претворяться в поступках человека. То, что не претворяется в поступках человека, является пустой болтовней.
  • Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом основании считать, что разбойнику неоткуда войти?
  • Почтительная поза и сосредоточенный вид рыбака при ловле рыбы вовсе не сулят пользы рыбе, как и отравленная приманка при ловле мышей не означает любви к мышам.

Продолжение следует…