Накопленная мудрость


  • Конфуций

    Конфуций — древний мыслитель и философ Поднебесной. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества, основанного на идее преданности родителям, лояльности в отношении между начальником и подчинённым. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
    Читать дальше…
  • Лао-цзы

    Лао-цзы — древнекитайский философ, живший 2,5 тысячи лет назад. Один из основателей течения Даосизма и автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати»), который, будучи написанным на бамбуке, занимал целых три телеги! Центральной идеей философии Лао Цзы является идея двух первоначал - «Дао» (путь, суть вещей, объективный мир) и «Дэ» (то, что питает Дао, делает его существование возможным, это искусство правильно распорядиться жизненной энергией). Фэн-шуй является даосской практикой символического освоения пространства, которому отведено одно из важных мест в формировании судьбы человека.
    Читать дальше…
  • Сунь Цзы

    Сунь Цзы — китайский военачальник, стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или в IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы о нем писал: «Был человек, который имел всего 30 000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы». По просьбе Князя Хо Люя написал знаменитый впоследствии трактат о военной стратегии - «Искусство войны». Идеальная победа с точки зрения Сунь Цзы - подчинение других дипломатическими методами, без применения агрессии. Это диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия.
    Читать дальше…
  • Мо Цзы

    Мо Цзы (Мо Ди) — один из самых оригинальных мыслителей Древнего Китая, основатель школы моизма. Написал «Трактат учителя Мо». Взгляды Мо Цзы изложены его учениками в «Трактате учителя Мо». После принятия конфуцианства в качестве государственной идеологии, взгляды моистов подверглись преследованиям, а основной текст учения - замалчиванию и забвению (часть произведения ныне утеряна, а отдельные места с трудом поддаются прочтению). Незыблемым для моистов был закон братства и взаимопомощи, вытекающий из принципов "всеобщей любви" и "взаимной выгоды".
    Читать дальше…
  • Инь Си (Гуань Инь-цзы)

    Инь Си (Гуань Инь-цзы) — полулегендарный даосский мыслитель, первый ученик Лао-цзы, которого впоследствии стали называть Гуань Инь-цзы – Мудрец Инь с заставы. По легенде, когда Лао-цзы проходил через заставу, Инь Си попросил его написать текст с изложением учения, Лао-цзы написал для него «ДаоДэ цзин» - короткий трактат из двух частей и 5000 иероглифов. После этого Инь Си отправился вместе с Лао Цзы странствовать на Запад через сыпучие пески, где он просвещал варваров, одержал победу и прославился.
    Читать дальше…
  • Мэн-цзы

    Мэн-цзы — великий древнекитайский философ периода Сражающихся царств. По легенде потомок аристократического рода. Учился у внука Конфуция, Цзы-Сы, стал продолжателем идей конфуцианства, посетил ряд государств центрального Китая пытаясь воздействовать на их правителей. Он связал воедино этические правила и политику, подчеркивая, что моральные качества являются корнем управления, он уподоблял отношения господина и подданного отношениям отцов и детей, выступал за то, чтобы правители, как родители в семье, должны заботиться о народе, и народ должен относиться к ним как к родителям, почитать их и заботиться о них.
    Читать дальше…
  • Чжуан-цзы

    Чжуан-цзы — Древнекитайский философ, один из основателей и виднейший представитель даосизма. Родился в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье. Основное произведение - трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против конфуцианства и моизма. Наряду с «Дао дэ цзин» Лао-цзы, эта книга - основной философский памятник даосизма. Чжуан-цзы усилил идеалистическое истолкование некоторых категорий, которые описал Лао-цзы в своем трактате. В его учении о познании много элементов релятивизма, а также мистицизма.
    Читать дальше…